Story3

Story3

.

 Маленьким героям устроили чаепитие (до или после урока пчеловодства, о котором поведала первая фотография серии?). Пятеро ребятишек пяти-шести лет чинно сидят на низких скамеечках за невысоким столиком, покрытым скатертью. На нем – небольшой, под стать им, самовар на подносе, чайные пары, в руках одной девочки кувшин или чайник, из которого она что-то наливает себе в чашку, другая «хозяюшка» руководит самоваром – все как во взрослой семье. Каким покоем и умиротворением веет от этой фотографии, она просто волшебна! Управлял ли фотограф действиями ребят, мы не знаем, но снимок богат  восхитительными нюансами – достаточно проследить направление взглядов героев. На фотографа смотрят только двое, и взгляд девочки с самоваром достаточно строг: взрослые пришли на их территорию, вмешались, отвлекают! В этой компании на каждой из трех фотографий михайловского цикла выделяются городские брат и сестра – она в модном матросском костюмчике, а он, в отличие от местных ребят, не в косоворотке, а в рубашке, тем не менее,  социальная разница явно не мешает детям общаться и дружить. Обращает на себя внимание стать местных мальчишек: они сидят за столом прямо, не налюбуешься! никакой расхлябанности, и уже просматриваются в них будущие крестьяне: крепкие, сильные. Но, боже мой! что на самом деле их ждет? что ждет это крестьянство в России начала ХХ века?!  

Более ста лет назад сделаны снимки в Михайловке, а дети на них навсегда останутся детьми, чтобы с ними впоследствии не приключилось… 

Что же связывает нас с этими такими далекими уже людьми, ведь лишь кому-то они родня, причем давняя, а остальным – вовсе чужие? В чем всеобщая ценность этих фото?

Помимо сказанного вначале об уникальной художественности пленочной, или, как теперь говорят, аналоговой, фотографии, надо добавить следующее. Конечно, роднит нас с людьми из прошлого наша общая история, история России, но не только. Как незаметно проходит жизнь миллионов людей в общем потоке истории! -  и здесь мы все равны, независимо от эпохи. Противопоставить этому процессу мы можем собственное личностное духовное существование. Душевная чистота и трогательная невинность, так ясно читаемые на старинных фотопортретах, несут нам важный нравственный посыл, утверждая достоинство каждой человеческой личности.

Вроде бы, современная фотографическая техника далеко шагнула вперед, ее возможности огромны, но дело-то совсем не в этом. Изменилась концепция человека. В одной научной статье я прочитала: «Скольжение по поверхности – стратегия человека цифровой культуры». Мне кажется, люди на старинных фотопортретах способны нас приостановить, притормозить стремительное соскальзывание в поток истории.

  «Неспешность»: так назвал свой роман выдающийся писатель современности Милан Кундера; в частности, роман о том, что современный человек забыл, что такое «не спешить», полностью слился с жизнью внешней и перестал углубляться в свои чувства и ощущения. Пленочные фотографии,  живущие своей неспешной жизнью, предлагают нам испытать состояние спокойной неторопливости и сосредоточенности.

Посетители сайта «Люди Сочи. Фотоальбом» знают, что в перспективе в рамках данного проекта будет организована выставка. В процессе ее внимательного рассматривания  у зрителя должно возникнуть новое чувство от прошлого, от эпохи, и главный компонент такого восприятия и понимания - не событийная основа, не исторические факты и их отражения на фото, а собственный зрительский индивидуальный вариант видения чьей-то жизни.

  Рассказ о трех детских фотографиях – их прочтение автором статьи,  для которого эти снимки стали чудесным и светлым приключением в пространстве внутренней жизни.

Людмила Павлова,

арт-проект «Люди Сочи. Фотоальбом»

90 просмотров

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!